Дамир Муратов
Родился в 1967 г. в Тобольске. Учился на художественно-графическом факультете Омского педагогического университета им. А. Горького. «Психоделический поп-артист». Автор рисунков «Mickey Mao» (Мао Цзедун с ушами Микки-Мауса) и «Che Burashka» (Чебурашка с «калашниковым» в берете Че Гевары), массово разошедшихся по футболкам и сувенирам.
По терминологии В. Мизина — «градообразующий художник» Омска.
В 1995 г. Муратов купил в омском пригороде избушку, где открыл галерею-мастерскую «Кучум» (по имени хана-Шибанида и врага Ермака). Увлёкся идеями Л. Гумилёва об особой роли Сибири и, подобно упомянутому хану, стал на своих картинах перетаскивать в Сибирь инокультурные трофеи — сфинксов из Древнего Египта, античные капители и Парфенон из Древней Греции и самураев из Средневековой Японии («Сфинкс в зимнем пейзаже», 1994, «Деконструкция ордера», 1998 и др.).
— Мой проект — это заполнение пустоты, которая существует в Омске, как и в других удаленных от центра местах. В Сибири над человеком довлеют пустота и холод, потому борьба с холодом и заполнение пустоты — необходимые условия для выживания…
Затем Муратов увлёкся Кубой:
— Куба — это анти-Сибирь!
Потом организовал группу «Хан Мейд» и придумал проект «Убийцы брендов»:
— В мире идёт глобальная борьба образов. Западные конкурируют с восточными, южные — с северными. Когда-то Советский Союз насаждал свои образы, а американцы — свои. Сейчас их образы тут же становятся коммерческими брендами, на этом фоне теряется что угодно…
Потом Муратов назвал свой район Беднотауном, стал инспектировать местные помойки, отыскивая обломки советской цивилизации и китайский ширпотреб, а затем раскрашивал найденные там коробки из-под пиццы, рекламные буклеты, пластмассовые игрушки, старые видеокассеты и грампластинки («Хроники Беднотауна», 2009–2010).
С тех пор любимые приёмы Муратова — разрисовывание журналов и бытовых предметов («Антигламур», 2008), иллюстрирование идиом и цитат из омского рок-музыканта Е. Летова («Измена катит», 2001, «Ёпс!», 2008), а также придумывание своих («Художника обидеть может далеко не каждый», 2014). Плюс парадокс — соединение политических, рекламных и масскультурных образов (например, «Пионеры-самураи», 2005). Наглядная картина винегрета, который царит в головах обывателей, да и художников тоже.
«Соединённые Штаты Сибири» (2011) — проект Муратова, иллюстрирующий метафору ХIX в., когда Сибирь называли Новой Америкой, и скрестивший местные символы с классикой поп-арта. Флаг Сибири (с снежинками вместо звёзд) — оммаж известной картины Джаспера Джонса. По окончании его Муратов понял:
— Всё-таки я — не сибирский, а советский художник и человек!
-------------
https://vk.com/pigsnotuts_of_siberia #галереяСвиноеРыло