Белорусские «Бивис и Баттхед» в Петербурге: интервью с художником Алексеем Хацкевичем
В галерее «Свиное рыло» открылась выставка белорусского художника Алексея Хацкевича. Творческий дуэт Хацкевича и Сергея Михалка (он же Ляпис Трубецкой) «Саша и Сирожа» был невероятно популярен в начале 2000-х.
Подробности – в нашем материале.
Петербургская галерея альтернативно-провокационного искусства «Свиное рыло» периодически радует горожан исключительно необычными экспозициями. Здесь можно увидеть не только милых котов от Васи Ложкина и жизненные сюжеты беспросветной глубины от Николая Копейкина – других вдохновенных авторов «Колдовские художники» тоже к себе пускают.
26 марта в «Свином рыле», сразу в трёх комнатах, открылась выставках комиксов художника из Белоруссии Алексея Хацкевича. На каждом холсте – по одному яркому сюжету из жизни двух комических персонажей, появившихся в фантазии Хацкевича ещё 33 года назад – Саши и Сирожи.
Их называют «белорусскими Бивисом и Баттхедом», но с твёрдой уверенностью можно утверждать: Саша и Сирожа – товарищи исключительно самобытные. Хацкевич придумал их, ещё будучи школьником, в середине 1980-х. Но сам факт подобной схожести двух неказистых смешных дурачков из комиксов со всемирно известными персонажами его вовсе не удивляет.
– Я думаю, что в любом обществе есть такие друзья. Они могут бы Лёликом и Боликом, Бивисом и Баттхедом, в данном случае это Саша и Сирожа, – объясняет автор. – Это два человека, которые дружат между собой и делают всё вместе.
Сегодня Саша и Сирожа живут в колхозе, которым управляет невероятный человек – председатель. По словам одного из персонажей комиксов,
Он учёный, хоккеист, Православный атеист, Всех работать заставляет. И достаток обещает!
И всё в этом колхозе подозрительно напоминает нашу действительность. Так, чтобы отдать ребёнка в школу, необходимо сделать небольшое подношение: «три тонны канцтоваров, обои, окна и краска для пола». «Вермут», «Смородина» и другие напитки губят население, а вот купить штаны не на что – зарплаты хватает только на перловку.
В своё время, ещё на первой волне популярности проекта Сергей Михалок, он же «Сирожа», он же лидер группы «Ляпис Трубецкой», заявлял журналистам: ребята не имеют никакого отношения к политике, они лишь клоуны, и с властью не заигрывают. Что же изменилось за это время?
– Они к политике отношения не имеют, это скорее бытовуха и реакция на какие-то действия чиновников, – поясняет художник и автор идеи. – Если изначально их авторитетом был их отец, который назывался Батька (напомним, комиксы всё же белорусские – прим. ред.), то теперь у них авторитет председатель колхоза, который даёт им всякие указания, разнарядки, и это их реакция на его действия.
По словам Хацкевича, Саша и Сирожа – типичные представители народа, и их реакция на происходящее, мысли, высказывания – это также реакции народа.
– Это народные герои, – разводит руками автор.
Прототипы персонажей и начальник-самодур как повод для творчества
Интересный факт: у героев белорусских комиксов и юмористического дуэта были реальные прототипы. С настоящими «Сашей и Сирожей» художник познакомился давным-давно. Правда, близко не общался – но и наблюдение издали произвело на него сильное впечатление.
– Проект начался в 1985-1986 году, тогда была очень большая грань между городом и деревней, – вспоминает Хацкевич. – Это сейчас интернет, технологии, и, в принципе, не важно, где жить. А тогда деревенские жители очень сильно отличались от городских. Это были два парня из глухой деревни, которые приехали в город, и у них была очень интересная реакция на мегаполис. И это послужило толчком для создания комиксов.
Правда, отмечает автор, герои его комиксов – персонажи гротескные, и от своих прототипов они отличаются всё же довольно сильно.
Первые комиксы Алексей Хацкевич создал ещё будучи школьником.
– Был такой прикол, что за урок надо было нарисовать историю. Ты сидишь на уроке, учитель объясняет, ты слушаешь – и рисуешь при этом историю, чтобы на перемене показать друзьям. Сейчас все ставят лайки, а тогда наградой был смех, – рассказывает художник.
Все эти годы, отметил автор, он не переставал рисовать комиксы с зарисовками из жизни Саши и Сирожи. Но с годами персонажи менялись – как и сам их создатель. Если изначально они были школьниками, то со временем превратились в молодых людей, а потом и не очень молодых жителей сказочного «колхоза Хацкевича».
– Они взрослеют вместе со мной. И сейчас (от старых персонажей) они отличаются возрастом, жизненной мудростью, опытом. Всем тем, что дают человеку годы, – пояснил художник.
Создать новую серию комиксов Хацкевича подтолкнул собственный новый жизненный опыт.
– Я устроился работать, – поделился он в интервью. – Я художник-монументалист по образованию, до этого был «свободным художником», но в какой-то момент решил пойти поработать. И столкнулся с интересным явлением: когда люди копируют поведение главного лица страны. Он по телевизору говорит: «Поотрываю всем руки, пооткручиваю головы» – и начальник то же самое начал говорить. Мне это показалось забавным, и я начал рисовать. Не то чтобы это внутренний протест, но меня это подстегнуло начать новую серию таких картинок.
О дружбе с «Ляписом Трубецким», мультфильмах и импровизации
Комиксы – не единственная часть проекта «Саша и Сирожа». В 2000 году Алексей Хацкевич решил снять мультфильм по одной из историй о «белорусских Бивисе и Баттхеде».
– Собралась группа людей, которые помогли мне сделать мультик «Как Саша и Сирожа нюхали клей и что из этого вышло», – вспоминает художник.
Одним из этих друзей стал музыкант Сергей Михалок, уже известный на тот момент как лидер группы «Ляпис Трубецкой». В мультфильме Сергей озвучил Сирожу – и с тех пор этот образ стал его альтер-эго.
С Михалком Хацкевич познакомился ещё за десять лет до создания мультфильма – они учились в одном и том же Институте культуры, куда художник поступил, провалив в первый раз экзамены в Академию искусств.
– Мы подружились, вместе много пили пива, у нас была одна тусовка, – поделился Хацкевич. – Я видел, как начиналась группа «Ляпис Трубецкой», стоял у её истоков, первое оформление кассет им делал. Когда у Сергея были гастроли, я полностью контролировал процесс, писал сценарий, контролировал процесс монтажа. Разногласий у нас не было, мы, наоборот, много брали друг у друга идей. Вот, например, выражение «Ты был в Керчи? Не был – молчи!» – это я придумал (строка из песни «Ляписа Трубецкого» «Был в Керчи» – прим. ред.). А Сергей потом активно его раскрутил.
После создания мультфильма новоиспечённый дуэт комиков получил предложение от телевидения. К себе «Сашу и Сирожу» позвал новый белорусский музыкальный телеканал, которому нужен был свежий контент. Встал вопрос: а что же делать?
– Мы с Сергеем прикинули, что мы можем сделать, и решили, что один из нормальных вариантов – рассказывать абсурдные истории, по принципу «Спокойной ночи малыши», только для взрослых, – рассказал художник. – Так появилась передача «Калыханка».
В десятиминутных роликах два комичных персонажах в носах из папье-маше «анализировали происходящие события», философствовали, но гораздо чаще – несли удивительный и забавный бред. Как правило, всё происходящее было импровизацией – так Хацкевичу и Михалку было легче и вдохновеннее работать:
– Сценарии были, но очень редко. В основном это была импровизация. Нам просто лень было писать сценарий. Мы пару раз пробовали, но когда есть какой-то сценарий, не всегда успеваешь донести мысль, и получается не так смешно, нет такой словесной игры, пинг-понга, когда я говорю на одну тему, напарник перехватывает, и так далее. Это, мне кажется, очень интересно, мы и сами веселились.
«Телепанк» как секрет успеха и «трасянка» как изюминка шоу
В скором времени Саша и Сирожа проснулись знаменитыми. Но – не сразу.
– Когда мы начали это делать, сначала месяц была тишина: народ врубался, что это. А через месяц как прорвало – то есть через месяц мы уже были популярны. И газеты, и журналы, одним словом, пошла волна, – рассказал художник.
В определённый момент передача двух комиков стала выходить ещё на двух белорусских каналах, а в 2003 году появилось новое шоу – «Достань звезду». В том же году у Саши и Сирожи появилась передача на минском радио. А в 2004 году дуэт вышел на украинское телевидение – где, по словам Хацкевича, их приняли как своих. Причиной стала не только растущая популярность, но и запрет комиков в Белоруссии.
– Там цензуры было поменьше, чем в Белоруссии, и мы резвились побольше, – вспоминает художник этот период. – Причём мы все программы делали в Белоруссии, и отправляли на Украину на носителях. Мы никуда не эмигрировали.
Однако украинский зритель был не в курсе такого положения дел:
– Там тоже настолько всё это полюбилось людям, что они считали, что мы вообще местные, украинские. И в офисах стали разговаривать на этом говоре.
У Саши и Сирожи, нужно отметить, весьма узнаваемый говор. Персонажи комиксов и участники дуэта говорят на так называемой «трасянке» – смеси русского и белорусского языков. И это не случайно.
– У нас в Белоруссии официально два государственных языка: русский и белорусский. Так получилось, что раньше люди в сельской местности больше разговаривали на белорусском языке. Если они хотели переехать в город и сами себя считали городскими, они начинали говорить по-русски – вроде как «всё, я отмежевался от своих корней». Но выходило коряво, с акцентом, – рассказал художник.
Именно так и разговаривают персонажи Хацкевича, что не сложно объяснить, вспоминая их биографию. Как отметил автор, такая смесь добавляет «перчинку», и язык получается более образным. Кроме того, он уверен: на подобной «помеси» говорят во многих странах бывшего СССР.
Но если возвращаться к вопросу о популярности – в чем же всё-таки секрет? Одной языковой «перчинки» для столь огромной любви телезрителей трёх стран, Белоруссии, Украины и России, всё же маловато. У художника своя гипотеза:
– Во-первых, они не подпадали ни под какой формат, существовавший на телевидении. Это такой телепанк. Во-вторых, они не стеснялись и поднимали любые темы.
Кроме того, Алексей Хацкевич отмечает: шоу Саши и Сирожи было интересно абсолютно всем категориям зрителя, будь то таксисты или физики-ядерщики. В том числе – и за счёт свежести и непредсказуемости.
Ляпис больше не клоун
В момент расцвета абсурдистского шоу Хацкевича и Михалка в начале двухтысячных на телевидении не было такого засилья юмористических передач, как сейчас.
– Это потом уже нахлынула волна КВНщиков, всякие «Камеди Клабы» стали создавать. А изначально нашими кумирами были «Монти Пайтон» и питерская программа «Городок». По этому принципу мы и работали, – рассказал художник.
Однако в 2008 году дуэт всё-таки распался: из него ушел Сергей Михалок. По мнению Хацкевича, экс-Ляпису Трубецкому наскучило амплуа клоуна и балагура.
– Он тогда сильно поменял творчество, – вспоминает наш собеседник. – Выпустил песню «Капитал», альбом «Манифест», и потом решил, что ему образ комика уже не подходит. При этом он активно начал заниматься спортом, и, очевидно, это как-то поменяло его мировоззрение. Он понял, что ему лучше быть каким-то серьёзным, вещать что-то людям.
Художнику вещать серьёзные истины с трибун было не интересно – по его убеждению, в мире и без того достаточно людей, которые этим занимаются. Да и вообще, поделился Хацкевич, менять мир и идти против системы – занятие для подростков.
Чем больше менялся Михалок, тем меньше они общались с Хацкевичем.
– У нас стало всё меньше и меньше контактов и, в результате, мы совсем перестали общаться, – рассказал художник. – Сейчас мы не сотрудничаем, я даже не знаю номер его телефона. Знаю только, что он в данный момент живёт в Киеве. Если человек не хочет общаться, поменял своё мировоззрение – зачем я буду лезть, говорить: «А давай возродим»? Если захочет – возродим, а нет так нет. Но мне кажется, что вряд ли захочет…
Дружба Минска с Петербургом
Сегодня проект «Саша и Сирожа» существует в двух форматах: как серия коротких комиксов и как специфическая музыкальная группа. Правда, без «Ляписа Трубецкого».
Кроме того, сам Алексей Хацкевич с определённых пор имеет непосредственное отношение к петербургскому «провокационному искусству»: он входит в «Художественную секту «Колдовские художники», которая и основала галерею «Свиное рыло».
– Творчество «Колдовских художников» я знаю давно, – рассказал автор проекта. – Потому что мне очень нравится группа «Ном. Нельзя сказать, что я являюсь сильным фанатом, я никогда особо ни по чему не фанател. Но это мне было близко. Эти люди ровно занимаются своим творчеством, они делают то, что им нравится, без компромиссов.
К «Свиному рылу» и «Колдовским художникам» питерская группа «Ном» имеет непосредственное отношение: некоторые участники группы являются также и членами «Художественной секты». Когда у «Саши и Сирожи» вышел музыкальный альбом, кто-то показал его «Ному» – и ветеранам петербургского музабсурда он пришёлся по вкусу.
– У нас завязалась творческая дружба, – вспоминает наш собеседник. – И в один прекрасный момент я был у Евгения Колмыкова – это бывший продюсер «Ляписа Трубецкого» – в гостях, мы пели одну песню из творчества Саши и Сирожи, «Хорошо в деревне летом». Он говорит: «Слушай, вот в Питере есть люди, которые вас очень любят». Я говорю: «Отлично, давай сделаем выставку!» Это был 2017 год. После этого мы и начали творческую дружбу (с «Колдовскими художниками» – прим. ред.).
О насущном: семье и работе
Комиксы про «Сашу и Сирожу» – не единственное занятие художника. На своей основной работе Алексей Хацкевич занимается в данный момент абсолютно другим делом – оформляет балет:
– Я работаю в Большом театре в Белоруссии художником-декоратором. Сейчас мне дали шанс на повышение – предложили сделать постановку, я уже начал её делать. Много не хочу говорить об этом проекте, но эта постановка посвящается любви Марка Шагала и Беллы. Мне это близко.
У Алексея Хацкевича четверо детей, и несколько лет назад он даже устраивал совместную выставку, где можно было увидеть работы трёх поколений: его собственные, его детей и отца, который также является художником.
– Если честно, я не хочу, чтобы они были художниками, – признался наш собеседник. – Потому что это достаточно тяжёлая профессия. У меня жена музыкант, я художник, она не хочет, чтобы дети стали музыкантами, я не хочу, чтобы они стали художниками.
Тем не менее, один из Хацкевичей-младших уверен, что хочет пойти по стопам отца. И художнику ничего не остаётся, кроме как учить и наставлять.
Телеканал 78.ru Автор: Елена Кобзева
#галереясвиноерыло #колхуи #сашаисирожа #культурнаястолица #эрмитаж #афишаспб #СанктПетербург